Что стоит дороже — копия или оригинал? Повторение в искусстве как ценность — задуматься над этим предлагает художественная выставка в Карлсруэ. Копию от оригинала иногда не сразу отличишь. Многие из великих не брезговали делать копии. Альбрехт Дюрер делал. И Дега, и Ван Гог, и Матисс — все они рисовали копии полотен других художников. Скандал?

Организаторы выставки «Deja-vu: Искусство повторения от Дюрера до YouTube», открывшейся в Художественной галерее в Карлсруэ, делают акцент на другом. Речь идет о новой оценке отношений между оригиналом и копией в искусстве. Ариане Менсгер, ответственный куратор выставки, проводит четкую разграничительную линию между понятиями «подделка» и «копия»: «Подделкой считается работа, которой путем мошенничества пытаются заменить оригинал. Есть принципиальная разница между ними в том, что фальшивка выдает себя за оригинал, а копия пытается приблизиться к оригиналу.

Если пройтись по выставочным залам, сразу становится ясно — копии существовали всегда, хотя и не всегда это сразу бросалось в глаза». Вольфганг Ульрих из Высшей школы дизайна в Карлсруэ, являющийся одним из инициаторов выставки, поясняет: «Нам важно спровоцировать дискуссию о положительном значении повторов и копий. Цель — побудить публику больше не воспринимать копии как нечто вторичное в отрицательном смысле, не ассоциировать это исключительно с плагиатом и подделкой».

Ван Гог "Pieta"

Ван Гог "Pieta"

Например, полотно Ван Гога «Pieta». Нидерландский художник работал над ним во время обострения душевного кризиса в 1889 году, в клинике в Сен-Реми. Там он создал свою версию картины, нарисованной за сорок лет до того Эженом Делакруа. Полотно, принадлежащее музею в Риме, является самым дорогим экспонатом выставки в Карлсруэ, отмечает Менсгер. Сумма страхования за транспортировку и пребывание на выставке в Германии на протяжении четырех месяцев составляет столько же, сколько и за все остальные экспонаты. Такая «копия» — настолько ценный художественный «товар», что оставляет далеко позади многие «оригиналы».

Собственно, сам оригинал — полотно Делакруа — известно гораздо меньшему количеству людей. Никому не приходило в голову, что Ван Гога можно включить в перечень художников, которые «рисуют», ориентируясь на произведения других художников. Этот красноречивый пример четко демонстрирует цель выставки — история каждой картины, в том числе каждой копии, сначала требует уточнения. Ван Гог нарисовал свою версию «Pieta» также и потому, что был увлечен творением Делакруа — это была своеобразная художественная дань уважения.

Но копии создавались в прошлом также и по совершенно другим причинам. Ранее в художественных академиях было обычным делом как можно точнее перерисовывать картины — это делалось чисто в учебных целях. Иногда даже великие мастера создавали копии своих успешных работ, поскольку этого «требовал рынок». Ярким примером могут служить три версии полотна, изображающего зимний ландшафт (Anbeutung der Konige im Schnee) Питера Брейгеля-младшего. Здесь стоит добавить, что в работах Питера Брейгеля-младшего также ощущаются мотивы творчества отца — Питера Брейгеля-старшего.

Питер Брейгель Младший - "Поклонение волхвов"

Питер Брейгель Младший - "Поклонение волхвов"

Выставка «Дежавю: Искусство повторения от Дюрера до Youtube» создает впечатление, что за последние пять веков история искусства вновь вернулась к той же точки отсчета, где уже когда-то была. «Во времена Дюрера распространились медные гравюры, благодаря которым стало возможным тиражировать работы. Сегодня это интернет, где с помощью одного клика мышкой можно сделать копию, также стало возможным оцифровывать художественные произведения. Представляется, что с развитием новых медиа только обостряется вопрос копирайта», — отмечает Ариане Менсгер.

По мнению Вольфганга Ульриха, на протяжении последних лет наблюдается своеобразная «демократизация креатива», прежде всего благодаря новым медиа и интернету. «Youtube — интернет-платформа, позволяющая пользователям выставлять на суд общественности плоды своего творчества», — отмечает Ульрих. Тщательный отбор картин и скульптур, научное сопровождение выставки побуждают к вдумчивому созерцанию, к новому выразительному взгляду на каждое отдельное произведение. Неважно — идет ли речь об «оригинале» или «копии». Из других интересных статей — советуем посмотреть «Сладкие решения«.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Смотрите также:

  • Сладкие решенияСладкие решения Сенсация в мире пищевой индустрии! Слово предоставляется Лилии Арне, директору департамента развития, шведского института питания и биотехнологий: "Мы разработали техническое решение, цель которого - продлить срок хранения конфет-пралине. Мы использовали самую передовую технику для тщательного исследования структуры шоколада, и благодаря полученным данным нашли решение, которое можно применить в производстве." Изготовить совершенные конфеты - довольно сложно. Внутри […]
  • Роуминг-утилизацияРоуминг-утилизация Мы не будем от себя что-то придумывать - лучше предоставим слово изобретателям этой идеи. Говорит Бернд Копачек, исполнительный директор SAT: "Мы разработали машину, которая является мобильной. А это означает, что мы можем переходить от одного к другому виду утилизации и сбора редких и драгоценных веществ из электронных отходов, главным образом золота, серебра и меди, а также - иттрия, лития и т.п.". Мобильная система утилизации располагается внутри большого […]
  • Архивы Альберта Эйнштейна — в массыАрхивы Альберта Эйнштейна — в массы Поклонники Альберта Эйнштейна радуйтесь - впервые в интернете представлен полный архив, открывающий возможность ознакомиться с личными документами всемирно известного ученого, ранее нигде не публиковавшиеся. В Еврейском университете, расположенном в городе Иерусалиме, одним из основателей которого был гениальный ученый, оцифровали и разместили на специальном сайте некоторые, ранее не публиковавшиеся материалы. Благодаря чему, портрет ученого, как умнейшего […]
  • Всемирный веб-форум в ЛионеВсемирный веб-форум в Лионе На неделю французский город Лион превратился в мировую веб-столицу. Здесь собрались выдающиеся деятели мирового интернета во главе с Тимом Бернерс-Ли. Это имя, возможно, неизвестно широкой общественности, однако очень многое значит для посвященных. Сэр Тим Бернерс-Ли - главный изобретатель www, что означает World Wide Web, - такого, каким мы его знаем сегодня. В 1989 году этот британец предложил применять принцип гипертекста в информационной сети CERN, где он работал. […]
  • Facebook «поделится» 337 400 000 акцийFacebook «поделится» 337 400 000 акций Всемирная социальная сеть Facebook раскрыла детали ожидаемой финансовой премьеры года. Социальная сеть планирует привлечь около 12 миллиардов долларов после первичного размещения своих акций на бирже. Facebook "поделится" акциями по цене 28-35 долларов за штуку. Участники рынка ждут социальное ИРО с нетерпением, правда, с некоторым страхом. Последняя квартальная отчетность показала: несмотря на то, что количество пользователей Facebook увеличивается, его доходы от […]